Версия для слабовидящих

Путевка в жизнь

28 ноября 2007

Путевка в жизнь

От автора

Я помню, как мне было сложно решить для себя, кем я хочу стать. Мама советовала пойти учиться на юридический, папа - на экономический. Учительница по литературе говорила, что мой "конек" - гуманитарные науки. А мне нравилось и то, и другое.

С 9-го класса металась между физико-математической группой и гуманитарной. Итог? Выбрала гуманитарные науки, НО… поступила заочно (сказались 3-х летние "скитания" по профессиям). Параллельно училась в Международной школе бизнеса - вечерняя форма обучения. Образование получила, но никогда не забуду, как было сложно сделать выбор…

Мир внутри тебя

Как сделать так, чтобы ребенок сделал правильный выбор? Выбор, обоснованный не только с точки зрения "нужности" профессии, но и исходя из личностных качеств ребенка?

Виктория Брусенцова, психолог Каргасокской школы № 1:

- Ко мне обращается много детей. С самыми разными проблемами: от конфликта с друзьями, одноклассниками, родителями до внутренних переживаний. Поверьте, взрослые, у детей неразрешенных вопросов ничуть не меньше, чем у вас. И им нужна ваша помощь.

В ноябре Каргасокский район посетили специалисты Томского областного Центра профориентации молодежи и психологической поддержки населения. Они работали в течение недели: проводили теоретические и практические занятия по проф. подготовке учащихся наших школ.

Елена Михайлова, психолог КСОШ № 2:

- Думаю, что многим знакома картина, когда выпускник школы, выбрав профессию, поступает в соответствующий ВУЗ, учится, родители поддерживают студента, а спустя год-два либо переводится на другой факультет, либо бросает обучение. Почему так происходит? Да потому, что в свое время ребенок сделал выбор, мотивируя его не личностными склонностями к той или иной специальности, а тем, куда легче поступить, где родители работают, куда друзья поступают и т.п. Проведенные областными специалистами занятия заставили детей посмотреть на свой выбор другими глазами. К примеру, ученик решил стать менеджером (мотивация - легче потом устроиться на работу), тестирование помогло определить список возможных профессий, наиболее подходящих этому ученику. И я, и дети остались очень довольны проведенными занятиями.

Светлана Наац, психолог:

- Мы общались с учащимися 8-11 классов. Сразу хочу отметить, что была приятно поражена, насколько активны, доброжелательны, открыты окружающему миру каргасокские дети. Они легко идут на контакт. В 8-9 классах мы провели различные психологические тесты. Например, показательным было творческое занятие "Кто я ? Какой я ?", в ходе которого подросткам было необходимо ответить на эти вопросы. Они отвечали, отдавали мне, я зачитывала вслух, а дети должны были угадать, о ком речь. И угадывали-то далеко не всегда.

В старших классах прошли практические занятия с целью помочь выпускникам школ определиться с выбором будущей профессии. У старшеклассников нет представления о своем будущем в целом. Да, они знают, в какой конкретный ВУЗ они собираются поступать, знают, как называется факультет и специальность, но широкого представления о профессии не имеют!

И я вас уверяю, помощь грамотных психологов необходима детям сегодня как никогда! Дети хотят, чтобы их не только слушали, но и слышали!

"Город отравлен собственными выпускниками"

Елена Осипова, начальник отдела проф. консультации областного Центра:

- Наша задача - помочь детям определиться с выбором на рынке образовательных услуг и на рынке труда. Мы проводим компьютерную диагностику или бланковую. Эти методики помогают соотнести личные качества ребенка с требуемыми качествами той или иной профессии.

Согласно проведенному опросу, дети сегодня предпочитают следующие профессии: экономист, программист, юрист, далее идут - врач, психолог, водитель, учитель, продавец, менеджер. А это отнюдь не означает, что перечисленные профессии сегодня самые востребованные. Сегодня существует катастрофическая нехватка рабочих рук! Научный прогресс шагнул далеко вперед, требуются высококвалифицированные специалисты: инженеры, слесари, машинисты-трактористы и многие другие. Производство страдает, а учебные заведения тем временем выпускают из своих дверей все большее число юристов, экономистов и т.п. Согласитесь, что выражение "Да какая разница, какое у тебя высшее образование? Главное, чтобы корочки были" вырывается из уст молодежи не редко. А какие у нас в результате такого подхода специалисты? Я спрашиваю у одной девочки: "Кем хочешь стать?", она отвечает: "Врачом". "А каким?" - "Все равно!".

Наша первостепенная задача - сделать все возможное для того, чтобы донести до ребенка не только сухие цифры, характеризующие рынок труда сегодня, но и понять подростка, узнать его, выявить его личностные качества, желания и помочь сделать правильный выбор.

Анжела Васина, начальник отдела ЦЗН по работе с населением:

- По мнению специалистов Центра занятости населения Каргасокского района профориентационная работа со школьной скамьи - это работа на "опережение". Если в течение ряда лет вводить ребят в мир профессий согласно их возрастных особенностей, если в школе будет работать четкая система ориентации учащихся на профессии, необходимые личностные качества, то после выбора специальности и окончания учебного заведения вероятность стать клиентом Службы занятости значительно уменьшается. А значит, встреча со специалистами в этой области, консультирующими ребят и их родителей в Томске, будет полезной для Каргасокских учеников.

В 2007 году ЦЗН смог оплатить приезд квалифицированных специалистов. В распоряжении ЦЗН имеется необходимая литература и методические пособия для компьютерного тестирования в помощь специалистам по профессиональной ориентации. Надеюсь, что знакомство и совместная работа ЦЗН, Томского областного Центра профориентации и школьных психологов - это начало плодотворного сотрудничества на территории нашего района.

 

На фото: КСОШ № 2. Старшеклассники на тестировании "Мой жизненный путь".


Просмотров: 315